Юридическая квалификация в России
В России жестокое обращение с животными признаётся преступлением, квалифицируемым статьёй 245 действующего Уголовного кодекса РФ, в том случае, если оно повлекло за собой их гибель или увечье с условием «если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних». Комментарий к этой статье УК уточняет, что под жестоким обращением понимается, в частности, «избиение животного, использование для ненаучных опытов, причинение при научных опытах неоправданных страданий, мучительный способ умерщвления животного, использование животных в разного рода схватках, когда животные натравливаются друг на друга и в результате получают увечья или гибнут», а также «охота негуманными способами с применением калечащих орудий и средств». Статья 245 УК РФ применима по отношению к действиям, направленным как на домашних, так и на диких животных. Жестокое обращение с паразитами, насекомыми — молью, осами, клопами, тараканами, комарами, клещами, грызунами — мышами, полевками и крысами, обитающими в жилых домах или на хлебокомбинатах, не является деянием, подпадающим под 245 статью УК РФ.

Жестокое обращение с домашними животными, не приводящее к их гибели или увечьям, является предметом статьи 241 Гражданского кодекса РФ «Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними», в соответствии с которой «в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путём их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд».

[править] Юридическая квалификация в других странах
В последние годы в мире все большее признание получает мнение, что внимание к защите животных — один из показателей цивилизованности общества.

Первые из известных законодательных актов, защищающих животных от жестокости были выпущены в Японии в конце XVII века пятым сегуном из дома Токугава по имени Цунаёси, прозванным «Ину кубо» («собачий сегун»). Предположительно Цунаёси руководствовался буддийскими канонами добродетели[1], однако ряд исследователей называют его жестоким правителем, тираном.[2][3] Указы защищали от жестокого обращения собак, лошадей, коров, кошек, куриц, черепах, змей и даже рыбу, которой в период его правления было запрещено торговать на рынках. Совершившие убийства животных подвергались суровым наказания, включавшие изгнание, долгое тюремное заключение и смертную казнь, в частности для крестьян, посмевших прогнать стаю собак, уничтожавших посевы. [4][5][6] . В Европе первые законодательные акты, защищающие животных от жестокости, появились в начале XIX века. Первый закон был принят в Великобритании 1822 году с подачи 68-летнего члена парламента от Ирландии, основателя общества по борьбе с жестоким обращением с животными Ричарда Мартина, прославившегося тем, что однажды он вызвал на дуэль человека, убившего собаку. За избиение или бессмысленное убийство скота, согласно принятому закону, преступник мог быть наказан штрафом в 5 фунтов или тюремным заключением на срок до 2 месяцев. Первого обвиняемого в нарушении закона Мартин доставил в суд самостоятельно. Это был торговец фруктами, избивший своего осла. Вместе с обвиняемым, Мартин привел в суд и потерпевшего, чтобы продемонстрировать судье нанесенные раны. Годом ранее Мартин выносил на голосование в парламенте закон о защите лошадей, а позднее предлагал законопроекты о запрете собачьих и петушиных боев, но не был поддержан коллегами [7].

Вскоре после Великобритании законодательство по защите животных было принято в других европейских странах; с 1833 по 1840 гг. такие законы были приняты германскими государствами; в 1850-х гг., вслед за Германией и Швейцарией, аналогичные законы были приняты в скандинавских странах. Законодательство по защите животных в США было создано позднее — только в 30-е годы XX века. Под влиянием Англии были приняты законы по защите животных в таких англоязычных странах, как Канада, Южно-Африканский Союз, Австралия.

В XX веке необходимость защиты животных от жестокого обращения была признана на международном уровне. В частности, Европейская конвенция по защите домашних животных № 125 от 13.11.87 г признает наличие у человека нравственного долга перед животными, указывает на ценность домашних животных для общества, а также на то, что человека и этих животных связывают особые узы. Основные принципы отношения к домашним животным включают: запрещение причинения страданий животным и оставления их на произвол судьбы. Конвенция предусматривает охрану здоровья животных, защиту от эксплуатации при дрессировке, коммерческом разведении.[8] В 1986 г. была принята Конвенция по защите экспериментальных животных, в которой также упоминался нравственный долг человека перед всеми животными и необходимость уменьшить страдания животных в эксперименте, поскольку животные способны испытывать боль и страх.

В настоящее время уголовная ответственность за жестокое обращение с животными (как самостоятельный вид преступления) предусмотрена законодательством Австрии, Алжира, Афганистана, Вануату, Гаити, Грузии, Индонезии, Испании, Италии, Казахстана, Канады, Киргизии, Коста-Рики, Кот д’Ивуар, Латвии, Литвы, Македонии, Нигерии, Сан-Марино, Словакии, Словении, Судана, Таиланда, Украины, Финляндии, Франции, Хорватии.

При этом наблюдаются существенные различия в размерах уголовных санкций за указанное деяние. Так, в уголовном законодательстве Италии и Коста-Рики единственной санкцией за него является штраф. По УК Грузии жестокое обращение с животными наказывается исправительными работами на срок до одного года, по УК Алжира виновному грозит до 10 дней тюремного заключения, по УК Казахстана — до 6 месяцев лишения свободы, по УК Австрии и Испании — до одного года тюрьмы. Наконец, в Латвии за жестокое обращение с животными виновный может получить срок до 4 лет лишения свободы.

Нацистская Германия впервые в истории отменила законодательное разделение животных на домашних и диких, взяв под охрану все виды,были приняты жесткие законы по защите прав животных, за нарушение которых полагался концлагерь. В школах и университетах было введено обязательное изучение прав животных. В 1933 году был принят закон о скотобойнях, в том же году Герман Геринг заявил о полном запрете вивисекции. Нарушителю закона грозил концлагерь. Были введены регламенты для перевозки животных, охоты и даже кипячения лобстеров. Позже ещё один закон запретил использование животных в кино, если это связано с причинением боли.[7][9]. Исследователи замечают, несмотря на объявленый запрет, фашисты не отказались от вивисекции, а "Закон о скотобойнях" вводился не ради предотвращения мучений животных, а с целью запретить кошерный способ умерщвления скота и разжигания антисемитизма [10][неавторитетный источник?].

В 2006 году Совет по этике в отношении животных при министерстве юстиции Дании определил, что сексуальная связь человека с домашним животным не подлежит запрету и не может считаться жестоким обращением, за исключением случаев, когда такая связь демонстрируется открыто или животные используется для съемок порнографии и секс-шоу.Лишь один из десяти членов совета выступил против этого решения[11], [12],[13],[14].Депутат от правой Народной датской партии Кристиан Хансен была потрясена этим решением, потребовав вынести этот вопрос на всенародный референдум[15].

[править] Жестокость по отношению к животным в философии, литературе и искусстве
Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо (XIV век) считал, что уравнивать в правах животных и людей — неоправданная крайность. Тора описывает жертвоприношения братьев: Каин клал на жертвенник плоды земли, а Авель приносил животных. Альбо объяснет, что Каин считал людей и животных равными, поэтому не видел за собой права убивать скот. Позднее Каин сделал следующий логический шаг: если люди и животные в действительности равны, то тот, кто лишает жизни скот, сам достоин смерти. Этим он и оправдывал в своих глазах убийство брата. Приравнивая животного к человеку, человек начинает относиться к другому человеку как к животному. [9].

Традиционно в русской литературе жестокость по отношению к животным выступала символом жестокости и несправедливости по отношению к слабому и беззащитному существу вообще. Среди наиболее ярких примеров этой темы — сон Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание» [1], в котором пьяная толпа забивает насмерть старую лошадь.

Среди русской и советской интеллигенции нередко сентиментальное отношение к собакам. В художественной литературе обращение с этими животными зачастую выступает негативной характеристикой персонажа, предсказывающей его последующее поведение во взаимоотношениях с людьми.

В рассказе "Кусака" Леонида Андреева, опубликованном в 1901 году семья горожан бросает осенью прирученную ими собаку в дачном поселке, которая становится бездомной [16].

В повести Владимира Железникова «Чучело» и широко известном одноимённом фильме одним из немногих однозначно отрицательных героев выведен подросток Валька, ловящий бездомных собак и сдающий их на живодёрню.

[править] Факты
Царь Иван Грозный прозванный так за жестокость своего правления, в детстве развлекался тем, что сбрасывал кошек и собак с колокольни[17]. По словам Карамзина, некоторые источники говорили, что это было свойственно и его сыну Дмитрию[17].
Коста-риканский художник Гильермо Варгас, по прозвищу Абакук, в одной из галерей показывал привязанную умирающую от голода собаку. Позже животное умерло, а Центральноамериканская Биеннале искусств предложила ему повторить «выставку» в Гондурасе.
Известно, что более 60 % будущих серийных убийц в детстве обнаруживали специфически жестокое отношение к животным. 75 % из тех, кто обвинялся в преступлениях, связанных с насилием над личностью, в детстве издевались над животными. Свыше 85 % подростков, совершивших тяжкие преступления против личности, ранее обращали на себя внимание жестокостью с животными. В частности Джеффри Дамер, Анатолий Сливко, Альберт де Сальво «Бостонский душитель», Эдмунд Кемпер, Василий Кулик, Д. Мэйси, Джеймс Хьюберти, К. Э. Коул, Б. Спенсер[18]
Согласно исследованиям советских социологов, потребность в повторении жестокости отмечается почти у 75 % исследованных лиц, ранее уже замеченных в этом, что может говорить о существовании такой склонности. Для удовлетворения и прикрытия своей склонности, эти люди обычно стремятся обеспечить себя законным и благовидным предлогом, выбирая работу, где жестокость к животным не классифицируется как нарушение, например борьба с бешенством.[19]
27-29 марта 2009 года состоялась Общероссийская акция протеста против убийств и жестокого отношения к бездомным животным. В рамках акции митинги и пикеты прошли в более чем 40 городах России.[20][21][22][23] Участники акции требовали законодательного запрета отстрела как метода регулирования численности бездомных животных, а также принятия закона о защите животных от жестокого обращения